Новый формат подготовки медиаменеджеров для госсектора начал работу в Президентской академии. В рамках дисциплины «Практика работы пресс-служб» ведущие эксперты Минэкономразвития в области государственных коммуникаций будут работать со студентами отделения продюсирования и культурной политики. С их помощью ребята погрузятся в реальную работу ведомства: узнают из первых рук о ключевых задачах и вызовах современной пресс-службы, примут участие в мозговых штурмах и разборе реальных министерских кейсов.
В рамках модуля запланирована интенсивная практическая работа. Студентов ждут разбор реальных кейсов, освоение навыков ведения соцсетей и подготовки пресс-релизов, встречи с ключевыми сотрудниками министерства. Лучшие участники получат возможность пройти стажировку в Минэкономразвития.
Открыла цикл вводная лекция руководителя управления внешних коммуникаций Минэкономразвития России Дарьи Левченко. Спикер проследила эволюцию работы пресс-служб от эпохи гласности 1990-х, когда происходило становление профессионального сообщества, до современных цифровых реалий, уделив особое внимание трансформации роли PR-специалиста – от исполнителя к стратегу, влияющему на ключевые решения: «Сегодня пресс-служба – это не просто технический или “сервисный” отдел, а полноправный участник управленческого процесса. Наша аналитика и прогнозы непосредственно влияют на принятие решений. Мы можем заблокировать непродуманную инициативу, предвидя ее негативные последствия для репутации министерства».
В ходе дискуссии были затронуты вызовы, с которыми сталкиваются сегодня PR-специалисты: изменение потребительского поведения, «усталость от негатива» и сознательный отказ аудитории от новостного контента. В условиях, когда пользователи все чаще уходят в «информационные коконы», отметила лектор, задача пиарщика – находить новые пути для диалога.
Отдельное внимание Дарья Левченко уделила антикризисным коммуникациям, подробно разобрав систему «светофора», используемую в министерстве для управления кризисными ситуациями. На примере туристической отрасли спикер показала, как кризисы ранжируются по уровням угроз – от локальных инцидентов до масштабных ЧС. Для каждого уровня предусмотрены четкие процедуры взаимодействия и коммуникации.
«В кризисной ситуации мы фокусируемся на своих прямых задачах: организация вывоза людей, взаимодействие с туроператорами, информирование о принимаемых мерах, воздерживаясь от комментариев, которые не относятся к нашей прямой зоне ответственности. Это позволяет не создавать информационного шума и концентрироваться на помощи людям», – пояснила Дарьи Левченко.
Перейдя к кейсу по внедрению искусственного интеллекта в работу пресс-службы, Дарья Левченко привела пример рабочего инструмента – ИИ-сервиса, который автоматически классифицирует медиазапросы и распределяет их между ответственными сотрудниками: «ИИ взял на себя рутинные операции, но финальная проверка фактов и аналитика остаются за человеком. Современный пиарщик – это “человек-оркестр”, где ценятся мягкие навыки: эмпатия, креативность и лидерские качества».
Практическая часть занятия включала разбор реального кейса – публичного конфликта с участием губернатора. Спикер подчеркнула: задача PR-специалиста – предвидеть развитие событий и предотвратить спонтанные действия руководителя, которые могут навредить репутации.
Отдельно Дарья Левченко остановилась на стиле коммуникации, который она считает ключевым для современного пиарщика: «PR – это искусство балансирования. Нужно уметь отказываться от казенных формулировок в пользу живого языка, сохраняя при этом официальную позицию государственного органа».
Успешный старт проекта, отметила руководитель отделения продюсирования и культурной политики Института государственной службы и управления Президентской академии Лидия Корнилова, открывает перспективы для распространения этого формата подготовки на другие образовательные программы Академии.