IX Всероссийский научно-методический семинар «Развитие высшего образования Российской Федерации в условиях трансформации» собрал на площадке Президентской академии экспертов и руководителей 40 вузов страны. Обсудив пилотный проект сферы высшего образования и нормативно-правовое регулирование отрасли, участники обменялись опытом применения наиболее передовых практик.
Приветствуя участников, ректор Московской духовной академии, президент НОТА, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл поблагодарил Президентскую академию, Рособрнадзор и НАСДОБР за плодотворную совместную работу.
Замруководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова подчеркнула важность государственной аккредитации в сфере образования и отметила, что ее имеют 97% вузов, реализующих программы по теологии. Аккредитации как основному инструменту оценки качества образования посвятил свой доклад замначальника управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора Дмитрий Аверин.
Участники семинара обсудили аналитические материалы, по итогам проведенных социологических исследований ценностей российской молодежи, духовно-нравственный фундамент российской экономики в условиях перехода на нейросетевую парадигму и пилотный проект по формированию новой модели высшего образования. Особое внимание было уделено вопросам противодействия деструктивной идеологии в образовательных организациях и борьбы с фейковыми новостями, создающими в лице России образ агрессора и врага.
Основываясь на опыте многопрофильного бакалавриата Президентской академии, замдиректора Учебно-методического центра Мария Чеканова представила обширный доклад о реализации программ высшего образования с присвоением выпускнику нескольких квалификаций.
Также эксперты поделились опытом проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ. Ведущий специалист Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики Президентской академии, эксперт Рособрнадзора Даниил Аникин рассказал, на какие вопросы следует обратить внимание при подготовке и прохождении вузом ПОА, а замдиректора Северо-Кавказского филиала Президентской академии Вадим Романов – о формах и методах оценки образовательных программ при проведении аттестации.
Декан факультета журналистики Президентской академии Владимир Силкин поделился результатами внедрения в учебный процесс модуля «Конфессии в медиасфере», а также рассказал о взаимосвязи теологической повестки и модуля «Обучение служением». Эту тему развила декан факультета управления Южно-Российского филиала Академии Светлана Литвинова, представившая практики реализации модуля в подготовке государственных и муниципальных служащих.
Особый интерес участников вызвали вопросы включения ИИ в образовательный процесс высшего образования и повышения роли преподавателей в условиях цифрового и нейросетевого пространства. Эксперты отметили, что умение стимулировать студенчество к духовной деятельности стоит на порядок выше, чем использование технологий в учебном процессе, хотя и те играют важную роль.
В ходе работы также прошло обсуждение нормативно-правового регулирования образовательной деятельности, методик сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, важности изучения русского языка как средства коммуникации, путей привлечения молодых специалистов к работе в регионах, выявления пробелов в знаниях с помощью автоматизированных диагностических процедур и внеучебной деятельности, включая волонтерскую и благотворительную.
Доклады по этим и другим вопросам помимо Президентской академии и ее филиалов представили эксперты Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии образования, Саратовского и Белгородского национальных исследовательских государственных университетов, Бурятского, Псковского, Орловского госуниверситетов, Балтийского федерального университета им.Иммануила Канта, Московского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Башкирского государственного педагогического университета, Российского исламского института и других вузов страны.