6 февраля Президентская академия провела серию мероприятий, посвященных Дню российской науки. Главной темой выступлений, дискуссий, круглых столов и кинопоказов стал искусственный интеллект и его использование в сферах образования и госуправления. В число участников мероприятия помимо экспертов, ученых, разработчиков систем управления базами данных и универсальных ИИ, вошли представители госструктур, бизнес-компаний, корпоративных университетов.
В ходе Дня науки в Президентской академии эксперты обсудили темы трансформации образовательных методик и повышения качества обучения с участием ИИ, перспективы в области генерации научных текстов на основе больших языковых моделей и практическое применение ИИ в образовательном процессе, тренды в здравоохранении с применением ИИ и кинопроекты с использованием нейросетей, ИИ-темперамент и профориентацию.
Также прошла презентация интерактивной карты «История России» с анализом статистических данных социально-экономического развития Российской Империи в XIX – начале XX вв. Директор по производству киностудии «Союзмультфильм» Анна Морякова рассказала о проектах студии с использованием нейросети «Кандинский». Кроме того, был представлен научно-популярный фильм «ИИнтеллект. Начало» с участием Германа Грефа.
День науки в Академии открыл экспертный круглый стол «Искусственный интеллект в сфере образования». Его центральной темой стало влияние ИИ на трансформацию образовательных методик и качество обучения.
О современных решениях по внедрению ИИ в систему высшего образования рассказал руководитель ИИ-направления в СберУниверситете Андрей Комиссаров. Масштабы этого процесса будут нарастать, подчеркнул спикер: «Для учащихся освоение нового материала в диалоге с преподавателем, пусть даже и виртуальным, гораздо предпочтительнее, чем “кирпич” текста. И вузам в условиях обострения конкуренции за студентов придется осваивать эти технологии. А это приведет к трансформации роди профессора – от чтения лекций к разносторонней совместной работе со студентами».
Многие вузы уже сегодня используют «цифровых ассистентов», рассказал директор по развитию и работе с партнерами ВКонтакте Евгений Лохматов. В их числе «Помощник абитуриента», позволивший сократить нагрузку на членов приемной комиссии на 30%, «Помощник студента», «Помощник методиста» и даже «Помощник ректора». «Все это создает конкурентное преимущество вузов»,– подчеркнул спикер.
В то же время возможности ИИ не безграничны, констатировала руководитель Центра академического письма Президентской академии Ирина Короткина. Границы использования искусственного интеллекта, к примеру, при подготовке научного текста очевидны, заявила эксперт: «ИИ не знает методологии и специфики данной научной отрасли и не может ни профессионально сформулировать заголовок, ни установить, какие элементы будут наиболее информативными для данного исследования, ни работать над текстом нелинейно». Все это может только человек.
ИИ – только инструмент, позволяющий усовершенствовать образовательный процесс. Пример тому – онлайн-платформа «Киберпрофессор», разработанная лабораторией интеллектуального анализа данных в области государственного управления. Она уже внедряется в Академии и помогает облегчить и улучшить процесс написания и проверки научных работ, диссертаций и выпускных проектов, рассказал заведующий лабораторией Игорь Панкратов.
Заседание экспертного круглого стола «Искусственный интеллект в государственном управлении» открыл замначальника Управления Администрации Президента России Олег Хорохордин. Выразив удовлетворение тем, что обсуждение проходит на площадке Президентской академии – флагмана подготовки управленческих кадров в масштабах страны, активно развивающем компетенции в сфере ИИ, спикер подчеркнул: «Потенциал здесь огромен – от систем поддержки принятия управленческих решений до полной автоматизации рутинной бюрократической работы». Уже сейчас эти компетенции активно внедряются в работу как федеральных, так и региональных органов власти, будь то в аграрной или транспортной сфере, МЧС, ФНС и т.д. «Искусственный интеллект – залог научного и технологического лидерства России», – подытожил представитель администрации Президента.
Замруководителя Федерального казначейства Александр Албычев рассказал, как ИИ используется в работе с данными ведомства, а гендиректор Федерального центра прикладного развития искусственного интеллекта Эдуард Шантаев – об использовании ИИ-решений в рамках деятельности Минпромторга России.
Советник по взаимодействию с органами государственной власти руководителя Холдинга Т1 Игорь Немов подробно остановился на роли ИИ в решении основных профессиональных проблем госуправленцев. Одно из основных направлений этой работы связано с автоматизацией рутинных задач, включая сбор и анализ данных, а также обработку документов, говорит спикер. Применение технологий ИИ ведет к сокращению временных затрат персонала на 80%. То же касается и сферы здравоохранения: использование ИИ не только снижает нагрузки врачей на 80%, но и сокращает риск врачебных ошибок.
Эксперт Исследовательского центра искусственного интеллекта (ИЦИИ) Президентской академии Сергей Дубровский рассказал о новом подходе к оценке работы преподавателей, который позволит оптимизировать работу с отчетами. Речь идет о механизме, который автоматизирует процесс не только сбора отзывов студентов, но и анализа этих данных. В итоге – большой массив информации, на систематизацию которого раньше могли уходить целые недели, сейчас можно обработать и преобразовать во внятные читаемые отчеты буквально за несколько часов.
«Механизм функционирует следующим образом: сначала осуществляется предварительная обработка массива количественных и качественных данных, собранных по каждому преподавателю. На следующем этапе количественные показатели обрабатываются с помощью статистических методов и группируются в отдельный файл, в то время как текстовые комментарии формируются в другой файл. После этого все обработанные данные передаются в проприетарную или открытую языковую модель (LLM), которая генерирует структурированный отчет в соответствии с заданным шаблоном», – пояснил Сергей Дубровский.
Такая организация процесса делает систему оценки более прозрачной, объективной и эффективной, что особенно важно в образовательной среде. В пилотном режиме система уже прошла тестирование и отлично себя зарекомендовала, отметил спикер.
На экспертном круглом столе «Актуальные направления исследований в области искусственного интеллекта» обсудили основные направления взаимодействия ИИ с пользователями, и в частности, перспективы в области генерации научных текстов на основе дообученных на русский язык LLM, актуальные подходы к детекции ИИ-текстов, возможности прекращения ИИ-бота в новый поисковик.
«Для нас сегодня вызов – это оценка мировоззренческого суверенитета ответов больших языковых моделей. Думаю, что один из признаков национального суверенитета – наличие одной или несколько суверенных больших языковых моделей генеративного искусственного интеллекта. Мы продолжаем работать с руководителями и исследователями, которые пока сомневаются в перспективности таких интеллектуальных технологий, в том числе основываясь на оценках доверия к результатам работы ИИ-систем», – заявил директор ИОН Президентской академии Павел Голосов.
Директор ИЦИИ Президентской академии Сергей Боловцов представил результаты научных работ по искусственному интеллекту в Академии. В частности, рассказал о бенчмарке SLAVA, разработанном для оценки качества ответов LLM, поддерживающих русский язык. В рамках этого бенчмарка собрано более 14 тысяч вопросов, охватывающих ключевые области: историю, географию, обществознание и политологию. Это уникальное исследование направлено на понимание того, как LLM справляются с вопросами, имеющими чувствительность для российской аудитории.
«Наличие отечественных инструментов, которые позволяют с учетом национального суверенитета и национальной позиции давать такие оценки, строить дальнейшие прогнозы – стало одним из приоритетных направлений нашей работы», – отметил эксперт.
Тем временем участники круглого стола «Наука в государственном управлении: эффективность и инновации» организованного Институтом государственной службы и управления, обсудили возможности повышения эффективности государственного управления с помощью науки.
Студенты проанализировали важность научных навыков для успешной карьеры молодого управленца и рассказали о научных разработках в государственном управлении, включая стратегии научно-технологического развития и совершенствование проектного управления. Были представлены и примеры использования научных исследований для повышения эффективности государственных решений в культурно-гуманитарной сфере и оборонной промышленности.
Представители «Движения Первых» Президентской академии презентовали проект «Цифра. Первые». Прямо сейчас ведутся работы по созданию нескольких сайтов (финансовая и информационная безопасность, искусственный интеллект), планируется серия научных мероприятий разных форматов, разрабатываются обучающие курсы по искусственному интеллекту и цифровым технологиям.