Участники обсудили актуальные направления работы и общеакадемические проекты.
I съезд председателей, кураторов и лидеров студенческих научных обществ Президентской академи провели в ходе VIII международного Невского форума.
Президентская академия уделяет особое внимание развитию молодежной науки. Студенческие научные общества московского кампуса и филиальной сети служат мощным ресурсом и площадкой воспитания нового поколения исследователей, вовлечения молодежи в различные виды научной деятельности, установления и развития связей с состоявшимися учеными. Съезд СНО Президентской академии в Санкт-Петербурге позволил выработать и принять ряд решений на общеакадемическом уровне, поставить цели перед СНО филиалов и их кураторами,
Одной из главных задач работы съезда стало самоизучение студенческих научных обществ. Участники разделились на 10 межрегиональных команд, чтобы обсудить направления и механизмы своей работы.
«Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть лучшие практики студенческих научных обществ. Ведь здесь собрались представители всей Президентской академии от Калининграда до Владивостока», – отметила Анна Дейчман, студентка Западного филиала Академии.
По итогам съезда участники сформулировали сильные и слабые стороны организации работы СНО Академии и предложили пути решения существующих проблем. В числе плюсов отметили систему кураторства и менторства при студенческих научных обществах. Среди минусов – малоэффективная коммуникация между научными объединениями Академии, отсутствие поощрений для научных руководителей, систематическое сокращение материальных стимулов для молодых ученых, отсутствие модели воспроизводства научных кадров, слабая вовлеченность в единую научную школу Академии.
Студенты предложили ряд проектов, которые помогут активизировать деятельность СНО:
- организация системы мероприятий «Школа молодого исследователя»;
- создание сайта с календарем мероприятий СНО всей академической сети;
- проведение отдельных секций для групп с междисциплинарными исследованиями на конференциях;
- запуск сети электронных научных журналов для бакалавриата и специалитета.
Проректор по науке Артур Азаров отметил глубокую проработанность докладов команд, управленческие и лидерские качества участников.
«Для нас с самого начала было важным погружение в контекст, мы обсудили существующие болевые точки и наметили пути их нивелирования. Получилось максимально практикоориентированное, полезное и заряжающее энтузиазмом мероприятие», – отметила председатель студенческого научного общества Московского кампуса Виктория Ионова.
В ходе I съезда председателей, кураторов и лидеров студенческих научных обществ Президентской академии студенты узнали о возможностях для занятия наукой, получили практические инструменты и рекомендации в ходе ряда мероприятий.
Мастер-класс «Опыт филиала в Санкт-Петербурге по вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность»
С 2023 года в Северо-Западном филиале существует проект по развитию студенческой науки. Работают научные коллективы, в которых под руководством ученых ведутся исследования по интересующим студентов темам.
«Студенты любых факультетов и кафедр могут стать частью научного коллектива, чтобы проводить исследования под руководством преподавателей. Результатом этой работы стало самое большое количество финалистов проекта Академии “Научной код” в 2024 году», – отметил Павел Савельев, начальник Управления научной работы филиала в Санкт-Петербурге.
Групповая дискуссия «Поддержание стандартов научной этики как драйвер развития науки в университетах»
Как преодолеть стереотипы в восприятии академических девиаций, получить комплексное представление о проблеме, разработать эффективные меры поддержания академических стандартов обучающихся и преподавателей? Такие вопросы обсудили участники дискуссии.
«Академические девиации, как и многое в нашей жизни, обретают новые формы. Если раньше студенты в основном подсказывали, списывали и делали шпаргалки, то сегодня академический обман практикуется в форме некорректных заимствований – из интернета или с помощью искусственного интеллекта. Любая девиация когда-нибудь может стать нормой, если ее правильно развивать и менять подходы к оценке ее применения. А появление новых академических норм улучшит образовательный процесс, приведет к развитию новых навыков, методов обучения и поддержки индивидуальных потребностей студентов», – отметила Валерия Васильева, начальник отдела методологического сопровождения научной работы Управления научной работы филиала в Санкт-Петербурге.
Лекция «Каждому филиалу – по студенческом журналу». Опыт создания журнала Н.ЭКС.Т
Сетевой научно-практический журнал «Новизна. Эксперимент. Традиции» (Н.Экс.Т) – издание, где студенты могут опубликовать свои научные работы. Главный редактор журнала Ирина Алехина рассказала о том, как страница на сайте института превратилась в цитируемый журнал, о требованиях к научным статьям, рецензировании и продвижении.
«Самое главное для студента – понять, какая тема ему интересна, и правильно анонсировать ее. Это может быть продолжение его курсовой или дипломной работы, текста по итогам участия в конкурсе, проблемный вопрос. А затем нужно ответить на ряд вопросов, которые хорошо описаны в методичках: будет ли эта тема интересна и актуальна и почему? В чем цель и каким вы видите результат? Как можно достичь этой цели?
Если резюмировать, маршрут от идеи до публикации такой: выбор темы, проблемные вопросы, помощь наставника, проведение исследования, изучение требований журнала – оформление текста и сопроводительных документов, доработка статьи по итогам рецензирования», – заключила Ирина Алехина.