7 февраля мы празднуем День российского бизнес-образования. Бесспорным лидером этого сегмента, причем, и не только в России, но и за рубежом, является Президентская академия. О будущих трендах и вызовах, с которыми столкнется отечественная бизнес-школа в 2025 году, рассказал проректор Академии, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.
– Сергей Павлович, каковы, на ваш взгляд, вызовы, стоящие перед нашими бизнес-школами, и какие возможные решения просматриваются?
– Рынок бизнес-образования и ведущие бизнес-школы страны сталкиваются с многочисленными вызовами, связанными с радикальным изменением внешней среды.
В первую очередь это смена поколений основных потребителей деловых знаний и навыков, их требований к качеству, продолжительности, форматов, адаптивности бизнес-образования, прорывные технологии, растущая потребность в индивидуальных программах, созданных с учетом карьерного роста слушателей и при этом отсутствие полного понимания этих потребностей со стороны части бизнес-школ, а также отчетливо прослеживающийся переток существенной части рынка коротких программ, к новым провайдерам.
– Сейчас многие эксперты, говоря о тенденциях развития рынка, пытаются спрогнозировать, каким он будет в недалеком будущем, и к чему нам нужно готовиться. Каков ваш прогноз?
– Перечислю лишь несколько трендов, которые заслуживают серьезного внимания и могут привести в ближайшее десятилетие к значительной пересборке рынка отечественного бизнес-образования.
На рынке долгосрочных квалификационных программ СпецМастер/ МВА/ ЕМВА/ DВА наблюдается заметная активизация ценового деления на основе тренда “Up and Down”, когда спрос на программы этого типа концентрируется все более на ценовых и качественных полюсах, ориентированных на абсолютно разные клиентские группы.
В верхнем сегменте, как обычно, происходит в периоды рецессий и сложной социально-экономической конъектуры спрос на дорогие и качественные программы остается не только стабильным, но и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
Важнейшим трендом качественного совершенствования квалификационных программ является активизировавшийся поиск ведущими бизнес-школами страны устойчивых и долгосрочных контактов и сотрудничества с крупнейшими компаниями и корпорациями страны.
Возникший под воздействием волны санкций и ухода с российского рынка части международных компаний, интерес отечественного бизнеса к проблематике международной логистики и цепей поставок, оптимизации издержек и «бережливому производству», практике развития параллельного импорта и международных валютно-кредитных проводок и платежей, инструментам и практике слияний поглощений, отечественным разработкам эффективных практик продолжает занимать серьезное место в программах СпецМастер/ МВА/ ЕМВА/ DВА и других долгосрочных и среднесрочных программах российских бизнес школ.
Однозначно сохранится интерес к проблематике использования возможностей искусственного интеллекта и нейропсихологии для повышения стратегической устойчивости и конкурентоспособности предприятий и компаний.
Все более заметной на рынке бизнес-образования становится роль крупнейших корпоративных университетов, которые в последнее время чаще отходят от традиционной ориентации на короткие программы и тренинги отраслевой ориентации и стремятся выйти на рынок долгосрочных квалификационных программ бизнес-образования с перспективой формирования собственных образовательных экосистем,
Продолжается процесс оценки и переоценки рынком форматов и инструментов онлайн и оффлайн образования, поиск оптимального соотношения между ними применительно к различным маркетинговым сегментам, возрастным, отраслевым, ценовым и т. д. группам клиентов.
– Как повлияют на отрасль новые технологии?
– Современные прорывные технологии уже повысили рыночную конкурентоспособность среднего и крупного бизнеса, позволяя производить фокусно-ориентированные на индивидуальных клиентов продукты, гибко и оперативно подстраиваться под их нужды. Доля средних и крупных предприятий в ВВП крупнейших стран мира, начиная с Китая и заканчивая США, уверенно растет.
Аналогичная тенденция все более активно проявляется и в российском бизнес-образовании. Возможности искусственного интеллекта позволяют в кратчайшие сроки не только оценить векторы потребностей бизнес-клиентов, но и разработать программы, ориентированные на индивидуализацию образовательных траекторий, формирование групповых и индивидуализированных треков. Это создает возможность дробления долгосрочных образовательных программ на краткие, логически связанные модули, напоминающие элементы конструктора «LEGO».
Каждая из отмеченных тенденций, как и каждая тенденция, которой еще предстоит сформироваться в обозримом будущем, обладает двойным смыслом знаменитого китайского иероглифа: то есть может означать либо «кризис», либо «новую возможность» для развития для бизнес-образования или бизнес-школ. Будем оптимистами: бизнес-школы и бизнес-образование в нашей стране ожидают непростые времена, которые, однако, открывают многочисленные новые возможности для развития и роста. Важно оценить вектор перемен, встроиться в него и наполнить свои паруса ветром новых возможностей.
Это удавалось российскому бизнес-образованию в течение более, чем 35 лет. Не сомневаюсь, что удастся и на этот раз!