Какие факторы определяют внутреннюю миграцию в России, какие тенденции складываются в этой сфере? Насколько эффективны механизмы стимулирования миграционных процессов? Эксперты Института прикладных экономических исследований Президентской академии обсудили основные тенденции в сфере внутренней миграции и механизмы влияния на этот процесс в рамках государственной политики.
Миграция населения играет существенную роль в большинстве стран, приводя к активной урбанизации, концентрации населения и ресурсов в крупнейших агломерациях, оказывает значительное влияние на демографическую ситуацию и на формирование рынка труда в регионах, формирует вызовы развитию всех видов инфраструктуры. В современной России государство активно использует инструменты регулирования внутренней миграции, которые применяются, например, в целях развития Дальнего Востока и сельских территорий, балансирования региональных рынков труда,
Специалист по проблемам демографии и миграции в России Никита Мкртчян подчеркнул, что при моделировании важно учитывать следующее: цифры официальной статистики по внутренней миграции, в том числе в территориальном разрезе, не вполне отражают реальные тренды. Изменившаяся в 2011 году методика статистической оценки зачастую сглаживает диспропорции, занижая, например, реальные цифры миграционной убыли восточных территорий, некорректно учитывая так называемую «возвратную миграцию». Так, Росстатом при оценке долговременной миграции учитывается, в частности, что граждане, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, по окончании указанного срока регистрации «возвратились к месту жительства после временного пребывания на другой территории», что далеко не всегда верно на практике.
О факторах, определяющих направления и масштабы внутренней миграции, а также основных современных механизмам регулирования миграционных процессов рассказал эксперт Юрий Плескачев. Он отметил, что оценивать их эффективность довольно проблематично из-за нехватки официальной статистики об участниках, а также сложности сбора информации по бюджетным затратам на программы в территориальном разрезе.
Эксперт Андрей Макаров проанализировал результаты программ «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», «Комфортная городская среда», «Земский доктор» и «Земский учитель». Он отметил их несомненное влияние на миграционные потоки и стимуляцию трудовой мобильности.
Эконометрическую модель для оценки влияния мер государственной политики на миграционную динамику, а также результаты проведенных эконометрических оценок для различных эмпирических спецификаций представил эксперт Дмитрий Евдокимов. Он отметил, что инструменты миграционной политики серьезно влияют как на привлечение, так и на снижение оттока населения из заданных регионов. Таким образом, они способны устранить наиболее критичные дисбалансы на региональных рынках труда.
Внутренняя миграция (межрегиональная и внутрирегиональная) повсеместно является одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов, а для России важнейшими остаются и вопросы привлечения/удержания населения на геостратегических территориях. Поэтому все большую актуальность приобретает проведение комплексного анализа эффективности применения широкого спектра инструментов регулирования внутренней миграции с учетом не только возникающих совокупных социально-экономических и бюджетных эффектов, но также сложностей и проблем их применения. Для повышения эффективности миграционной политики необходима максимально объективная оценка эффективности созданных механизмов,
Как стимулировать механизмы миграции, включая программу переселения соотечественников из-за рубежа? На данном этапе обсуждения участники встречи предложили следующие шаги: продолжать изучать факторы внутренней миграции, совершенствовать институциональные условия реализации ключевых программ, анализировать эффективность бюджетных расходов.