VII Профессорский форум был посвящен теме образования, науки и семьи, как основам развития России. В программу вошло 8 тематических и 23 научно-отраслевых секций, а число участников достигло 2,5 тысяч человек. Президентская академия, как флагманский вуз по подготовке управленческих кадров, стала площадкой проведения секции «Государственное и муниципальное управление». Главными подтемами секции стали «Образование», «Наука» и «Воспитание на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
По традиции программа форума строится на обсуждении актуальных проблем российского образования и науки между представителями органов власти и профессорским сообществом. В число важнейших вопросов, вынесенных на обсуждение секции «Государственное и муниципальное управление», вошли проблемы высшего образования по направлению ГМУ и программы подготовки кадров для участников СВО и новых российских регионов. Также на секции обсуждались научные исследования в системе ГМУ и традиционные духовно-нравственные ценности в образовательных программах по ГМУ; дисциплина «Основы российской государственности» и взаимодействие вузов с социально-ориентированными НКО.
Приветствуя участников секции, замглавы Минобрнауки России Ольга Петрова высоко оценила роль Президентской академии в подготовке государственных управленцев: «Президентская академия – ключевой вуз, который опирается на главные ценностные компоненты воспитания патриотичной, социально ответственной личности. Академия не только создает высокий стандарт подготовки государственных и муниципальных служащих. В рамках курса “Основы российской государственности”, введенного в прошлом году, Президентская академия стала ключевым базовым центром по обучению преподавателей. Также здесь пилотируются многие другие наши проекты».
Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила, что сегодня одна из главных задач, стоящих перед нашим обществом, – это формирование нового поколения государственных и муниципальных служащих: «Важно, чтобы это были не просто профессионалы своего дела, но и носители высоких нравственных идеалов, осознающие свою роль в сохранении мира и согласия в нашей стране».
«Уверен, что сегодняшняя дискуссия станет значимым вкладом в укрепление нашего экспертного сообщества и позволит определить пути решения актуальных задач, стоящих перед направлением подготовки Государственное и муниципальное управление», – отметил в своем приветствии ректор Президентской академии Алексей Комиссаров.
Центральным для подтемы «Образование» стал вопрос о том, каким должен быть современный управленец. Ответ на него с точки зрения заказчика дал замдиректора департамента Минтруда России Леонид Вахнин: «Для нас – это вопрос не только профессиональных компетенций, но и морально-личностных качеств управленца. Чиновник должен обеспечивать баланс между публичными и частными интересами, а его профессиональные компетенции должны быть увязаны с идеологией служения государству. И начинать работу с молодежью нужно с понимания статуса госслужащих».
Сегодня, по оценке эксперта Минтруда, у будущих управленцев сложился некоторый дефицит в области правовых знаний. Поэтому вузам в процессе обучении надо усилить правовой блок. Предстоит усовершенствовать и студенческие стажировки: предполагается, что уже в 2025 году стажировки в органах власти станут для студентов как бы испытательным сроком перед поступлением на госслужбу.
Ирина Телешова, ученый секретарь Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление», обратила внимание на ключевые элементы реформы системы высшего образования и новых образовательных стандартов. Эксперт отметила идею формирования единого ядра компетенций и дисциплин для образовательных программ одной группы, также затронув проблему подготовки студентов в условиях сегодняшнего беспрецедентного давления ранка труда на систему образования.
Глава Президентской академии в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков высказался за раннюю профориентацию школьников, решивших связать свою жизнь с государственной службой, а для лучшего самоопределения ребят предложил перенести нынешний курс для первокурсников «Основы российской государственности» в старшие классы школы. В числе особых проблем спикер выделил чрезмерное количество непрофильных вузов, ведущих программы ГМУ, отсутствие единообразных учебных планов по этому направлению, а главное, дефицит бюджетных мест для подготовки будущих чиновников.
«Концепт подготовки госслужащих за деньги сомнителен! Это – вопрос государственной повестки. Необходим пересмотр контрольных цифр приема на направления ГМУ, а также перечень госвузов, уполномоченных для подготовки кадров для государственной службы. Это касается и повышения квалификации госслужащих», – подчеркнул эксперт Академии.
Соотношение 1 к 10 не в пользу бюджетных мест на направлении ГМУ подтвердил в рамках подтемы «Наука» и руководитель исследовательской группы Национального рейтинга университетов Интерфакс Алексей Чаплыгин. «Направление ГМУ становится очень интересным для абитуриентов. Первой является Президентская академия, буквально подавившая все остальные вузы из топ-10 нашего рейтинга», – добавил спикер.
Особое внимание участники секции уделили вопросам духовно-нравственного воспитания в процессе формирования нового поколения государственных и муниципальных служащих. В подтеме «Воспитание на основе традиционных духовно-нравственных ценностей» эксперты обсудили опыт реализации дисциплины «Основы российской государственности», практику взаимодействия вузов с социально-ориентированными НКО и многие другие вопросы духовно-нравственного воспитания будущих управленцев.
Галина Теплых, исполнительный директор Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), одним из соучредителей которой стала Президентская академия, рассказала об опыте НОТА в формировании и воспитании традиционных ценностей у учащейся молодежи в рамках учебного процесса.
Эту тему рассказом о внедрении курса «Основы российской государственности» развил профессор Президентской академии Александр Юхно: «В рамках дисциплины мы создали единое образовательное и воспитательное пространство, постоянно развивающееся и направленное на формирование ценностных установок, связанных с развитием чувства патриотизма у наших студентов. Цель такого нравственно-патриотического воспитания – формирование гражданина, который гордится своей страной, любит свой народ, почитает историю страны, ее культуру и имеет чувство долга перед государством».
Ежегодный Профессорский форум проводит Российское профессорское собрание при поддержке Минобрнауки России. Форум является площадкой для конструктивного диалога между руководителями и представителями органов законодательной и исполнительной власти, научного, ректорского и академического корпусов, государственных и общественных деятелей, лидеров бизнес-сообществ, цель которого – выработка стратегии укрепления социокультурной идентичности и повышение уровня образования российского общества.