Вузовские финансы все заметнее концентрируются в небольшой группе регионов, сдавая позиции в других. Между тем, системы высшего и среднего профобразования – не далекие друг от друга галактики, а сообщающиеся сосуды. И это, как показало исследование «Среднее профессиональное и высшее образование: единство и борьба противоположностей», представленное директором Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Татьяной Клячко на экспертном семинаре ЦЭНО «Роль системы СПО в реализации нацпроекта “Кадры”», надо учитывать при разработке новой модели высшего образования.
Анализ ситуации в системе высшего образования России, представленный Татьяной Клячко, дан с проекцией на среднее профессиональное образование. Этим работа, выполненная ЦЭНО Президентской академии на основе официальных данных Минобрнауки России и Росстата за 2017-2024 годы, заметно отличается от аналогичных исследований.
Отчетливой тенденцией последних лет стало усиление концентрации высшего образования в сравнительно небольшой группе российских регионов. При этом речь идет как о числе студентов, так и об объемах финансирования.
В 2017 году 12 российских регионов сосредоточили более половины общего приема в российские вузы, в том числе Москва и Санкт-Петербург в сумме – без малого четверть (24,1%.)
В 2024 году выявленный тренд усилился. Из группы регионов-лидеров выпали Челябинская, Нижегородская и Воронежская области, а на Москву и Санкт-Петербург пришлось уже 31,7% общего набора студентов, в том числе только на Москву – 24,3%.
Та же картина сложилась и с финансированием. В 2023 году высшие учебные заведения 19 регионов получили более трех четвертей (77%) всех средств, поступивших в вузы России. В том числе на Москву пришлось 35,6%, а на Санкт-Петербург – 11,5%, что в сумме составило более 47% общего финансирования. В топ-5 также вошли Иркутская область, Краснодарский и Красноярский края.
«Это – колоссальный перекос. Концентрация финансирования крайне велика. При этом Москва наращивает свое доминирование в этом процессе, сколько бы ни пытались сократить бюджетный прием в столице. Думаю, что по данным 2024 года (они на подходе) мы увидим еще большее доминирование регионов-лидеров», – комментирует Татьяна Клячко.
Две трети расходов населения на высшее образование также приходится на группу из 8 регионов. В топ-5 входят Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Московская и Новосибирская области. Следом идут Татарстан, Ростовская и Свердловская области. «Это – колоссальная концентрация ресурсов», – подчеркивает Татьяна Клячко.
Более того: На Москву и Санкт-Петербург, как подтвердило исследование, приходится 55% всех денег, выделяющихся на вузовскую науку. В том числе на Москву – 42,7%, в том числе за счет вклада в науку столичных организаций.
«Таким образом, вузы 5-8 регионов России и есть территории, которые стратегически будут развивать систему высшего образования в стране, тогда как высшие учебные заведения большинства остальных регионов будут для них своеобразными донорами. вузы 17-19 регионов составляют костяк высшего образования в России», – подытожила Татьяна Клячко.
Наметился и другой тренд, отмечает Татьяна Клячко: «Попытка ограничить платный прием и перенаправить потоки на инженерные и IT-специальности может привести к неоднозначным последствиям. Прежде всего, может подняться стоимость обучения, т.к. значительная часть зарплат преподавателей финансируется за счет платного обучения, включая социально-гуманитарных направления. Возможен и переток денежных потоков из государственного в частный сектор высшего образования, а также возврат к подзабытой практике 1990-х годов, когда рост цен в столичных вузах привел к взрывному росту филиальной сети».
Складывающаяся ситуация скажется и на системе СПО. Во-первых, усилится переток молодежи в систему СПО для обучения по программам подготовки специалистов среднего звена. Во-вторых, в погоне за недополученными средствами за счет исчезнувших программ высшего образования вузы будут активнее развивать систему СПО в своем составе.
«Новая модель высшего образования строится без оглядки на систему СПО. Поэтому велик риск, что система будет меняться не так, как спроектировано. Запланированные сценарии “ломают” основания, которыми руководствуется население – например, стратегия обучения «СПО – вуз». Примерно с 2013 г. по 2021 г. доходы населения стагнировали, что поменяло образовательные стратегии семей. Выпускники школы все чаще выбирают не вуз, а СПО, чтобы быстрее начать зарабатывать и лишь потом – при большом желании или карьерной потребности – поступить в вуз, скорее всего, на вечернее или заочное отделения. В условиях, когда количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться, а стоимость платного обучения расти, этот тренд продолжится», – подвела итог Татьяна Клячко.
В особенности этот прогноз касается Москвы. Все большая часть бюджетных мест распределяется в региональные вузы, из-за чего престижные столичные вузы для выпускников московских школ становятся менее доступными, подчеркнула эксперт.