Каковы достижения и проблемы сегодняшней аспирантуры по педагогическим наукам, включая внедрение цифровых технологий? Как выбрать тему работы и какие основные приоритетные направления исследований? На эти и другие вопросы, интересующие поступающих в аспирантуру, ответил директор Научно-образовательного центра развития образования Высшей школы государственного управления (ВШГУ) Президентской академии, доктор педагогических наук, профессор Владимир Блинов.
– Владимир Игоревич, как вы оцениваете текущее состояние аспирантуры по педагогике в России?
– Основная задача аспирантуры – это подготовка кадров высшей научной квалификации, разработка конкретных научных направлений, пополнение базы научных знаний. Для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки всю махину отечественной аспирантуры по педагогическим наукам, нужно связать результаты исследований с реальным развитием образования в нашей стране и готовить научных работников не на абстрактных, а на конкретных темах. На программе аспирантуры «Методология и технология профессионального образования», мы думаем о создании объединения специалистов, которые вели бы диссертационные исследования по профильным темам. Целесообразно создать сеть научного общения для того, чтобы делиться информацией о проектах, которые формируются в регионах, создавать проектные группы, чтобы преподаватели колледжей и вузов могли включаться в научную работу.
– Какие направления исследований в области педагогики сейчас самые приоритетные для аспирантов?
– Более тысячи таких направлений выделено Высшей аттестационной комиссией, и они все находятся в открытом доступе на сайте ВАК. Есть и свои тренды. Если в начале 1990-х годов были модными управленческие темы, то сейчас появились новые направления, например, цифровая дидактика профессионального образования. Уже понятно, что дистанционные методы и формы организации учебного процесса неэффективны. Технологии, которые в других отраслях дают значимый эффект, в сфере образования не работают. Скажем, в финансовой сфере мы быстро осваиваем цифровые приложения, используем цифровой банкинг и уже не можем жить без этих нововведений, а вот в образовании все происходит не так гладко. У детей отбирают смартфоны, проводят неэффективные дистанционные занятия, разрабатывают не слишком удачные цифровые образовательные ресурсы. Эти действительно глобальные темы требуют хорошей экспериментальной отработки и теоретического осмысления.
– Почему в образование так тяжело входят цифровые технологии?
– Образование как конструкция обладает огромной инерцией, и что-либо изменить в ней сложно. В профессиональном образовании, чтобы внедрить новую программу и получить первый выпуск, нужно 6-7 лет. Поэтому научные исследования должны носить опережающий характер. Нельзя заниматься тем, что важно для сегодняшнего дня, нужно прогнозировать и предвидеть будущее. Это еще одна сложность работы с аспирантами.
– А есть ли примеры исследований аспирантов, положительно повлиявших на образовательные практики?
– В сфере профессионального образования, на стыке с проблемами общего образования есть исследования в сфере ранней профориентации. Так, автор одного из них подчеркивает, что сегодня, чтобы подготовить рабочего, нужно не с девяти- и не с восьмиклассниками, а с третьеклассниками. Другая работа посвящена профессиональной саморефлексии. Исследователь обнаружил, что в наших образовательных стандартах нет важнейшей детали: при подготовке профессиональных рабочих их не учат анализировать и оценивать возможные результаты своих действий. Аспирант разработал такую систему, причем в рамках действующих практик и без расширения учебного плана.
– Как понять, какую тему выбрать и не ошибиться на старте?
– Первое, с чего начинает исследователь, – учится подмечать противоречия, обнаруживать нелогичность. Второе – увидеть вовремя, что конструкция, которую мы выстраиваем, начала заваливаться. Возможно, надо выстроить другую модель. А, может быть, изменить тему исследования. Аспирантура – замечательное время! Мы, научные работники, занимаемся темами, которые нам задают «сверху», а аспирантская и докторантская пора, – это возможность исследовать то, что интересно самому человеку. Важный момент – увлеченность аспиранта. Нельзя изучать то, что неинтересно. Это важнейший принцип. Если проблема не трогает лично исследователя, для образования это неприемлемо.
– Можно ли совмещать учебу в аспирантуре и работу?
– Для совмещения работы и аспирантуры нужны волевые люди, способные держать себя в тонусе, намечать план работы и строго его выполнять. У нас есть технологии работы с аспирантами и соискателями, которые параллельно работают, где последовательно и четко прописаны все шаги, которые надо сделать. Так что все возможно. А мы поможем.
– Как вы видите будущее аспирантуры по педагогике в контексте цифровизации?
– Думаю, что именно аспирантура обязана взвалить на себя груз внедрения цифровой дидактики профессионального образования. Это высшая ступень образования, где самые грамотные ученики и учителя способны опробовать искусственный интеллект, применяя его для упрощения обработки статистических данных, написания текстов. Среди моих соискателей уже много людей, которые умеют при помощи ИИ осуществлять поиск нужных текстов. Лично я приветствую применение этих технологий, но как бы ни был умен искусственный интеллект, диссертацию он все равно не напишет, ведь это исследование, которое проводит человек. Полноценно его осуществить и показать личные переживания аспиранта ИИ пока не может. Между тем, исследования по педагогике обязательно должны быть эмоционально окрашены, говорят академики, занимающиеся изучением методологии аспирантских исследований. Я оптимист и вижу за ИИ большое будущее, ведь работа, на которую ушло бы несколько месяцев, ИИ выполнил гораздо быстрее. Хочется верить в то, что качество многих исследований, особенно с применением статистических методов, значительно улучшится.