Как развиваются особые экономические зоны и другие территории, для которых создается особое налоговое, таможенное и правовое регулирование для привлечения инвесторов, стимулирования инновационной активности, регионального развития?
Эксперты Института прикладных экономических исследований Президентской академии обсудили механизмы развития и эффективность преференциальных режимов.
«В последние годы преференциальные режимы – специальные территории, в рамках которых создаются комфортные условия для инвесторов – все больше рассматриваются как важный инструмент экономического, инновационного, регионального развития, в результате происходит существенное увеличение количества различных особых экономических зон, используемых в разных странах мира. По оценкам UNCTAD с начала века к 2018 году их число почти удвоилось, увеличившись до 5400 в 147 странах мира», – отметила Ирина Гришина, эксперт Института прикладных экономических исследований, зам. председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России.
Исследователь Ольга Голубенко приходит в своей работе к выводу, что развитые и развивающиеся государства все чаще используют механизмы преференциальных режимов, даже несмотря на то, что их цели и институциональный дизайн могут существенно отличаться, в том числе набором льгот или различных методов оценки эффектов.
Эксперт Андрей Макаров изучил широкий спектр проблемных вопросов правового регулирования преференциальных режимов. Его исследование показало, что в России только на федеральном уровне действует более 20 механизмов, отличных с точки зрения особенностей законодательства и набора льгот для инвесторов. Поэтому особенно важно защищать права местных жителей и собственников при создании особого правового регулирования для инвесторов.
«В настоящее время в России продолжается активная дискуссия с участием представителей органов власти и экспертов о будущем указанных инструментов развития, о расширении применения сложившихся инструментов, о создании новых преференциальных режимов, о совершенствовании правового регулирования и мониторинга в этой сфере. В связи с этим все более актуальными становятся задачи оценки эффективности работы существующих преференциальных режимов, выявления ограничений в законодательстве и правоприменении, а также анализ международного опыта для использования лучших практик и повышения эффективности управления преференциальными режимами в России», – подчеркнула Ирина Гришина.
В обсуждении участвовали внешние эксперты: представители Департамента экономического развития и финансов, Центра стратегических разработок, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ имени Г.В. Плеханова и др.
Участники встречи сделали три ключевых вывода по улучшению механизмов преференциальных режимов:
- собирать больше данных для качественного анализа работы особых территорий и жизни людей;
- обсуждать проблемы, связанные с законами, которые регулируют льготы и привилегии на этих территориях;
- смотреть масштабнее, то есть не только на сами особые территории, но и на близлежащие районы, города и регионы.
Экспертная дискуссия показала важную роль префрежимов в реализации Стратегии пространственного развития нашей страны.