Назад

Государственные деньги любят счет: эксперты обсудили оценку эффективности расходов

Государственные деньги любят счет: эксперты обсудили оценку эффективности расходов

Насколько эффективны действующие механизмы федеральной государственной поддержки инвестиционной активности в регионах России и за счет чего можно улучшить результаты их применения? Эксперты Центра пространственной экономики и Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований Президентской академии обсудили возможности оценки эффектов инструментов стимулирования региональных инвестиций и направления их совершенствования.

В настоящее время в Российской Федерации действует множество федеральных программ государственной поддержки региональной инвестиционной активности. Многие из них введены недавно, но уже приняты решения о продлении их действия на последующие годы. Однако в условиях бюджетных ограничений каждый рубль государственной поддержки должен обязательно способствовать активизации инвестиционной деятельности и социально-экономическому развитию территорий, поэтому требуется проведение комплексной оценки эффективности этих инструментов,

– отметила Ирина Гришина.

Более 30 механизмов федеральной государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах России представил Александр Котов. Эксперт классифицировал их по трём пакетам (типам): уже применяются, но нуждаются в доработке; применяются и хорошо себя зарекомендовали, в связи с чем подлежат пролонгированию; новые меры, которые в настоящее время еще только разрабатываются.

В качестве основных условий развития системы мер поддержки следует рассматривать координацию операторов различных мер, что обеспечит эффективное взаимодействие предпринимателей с органами власти в рамках формирования общего вектора социально-экономического развития различных регионов на основе реализации принципов социально-экономической и бюджетной эффективности используемого инструментария, а также расширение применения проектного подхода с одновременным развитием программного управления, 

– подчеркнул автор исследования.

Степан Земцов и Александр Михайлов отметили, что в 2022 году объемы государственных и внебюджетных инвестиций росли в 74 регионах на фоне падения иностранных инвестиций в 70 регионах. При этом, если рассматривать 15 регионов-лидеров по привлечению внебюджетных инвестиций – во всех внедрены региональные инвестиционные стандарты, в 13 – используется инвестиционный бюджетный кредит, в 12 – инвестиционный налоговый вычет, в 3 – заключены специальные инвестиционные контракты, а в 6 – действуют промышленные кластеры, что говорит о положительной связи применения механизмов государственных программ и мер поддержки с ростом инвестиционной активности.

Александра Савина рассказала о возможностях использования современных количественных методов для оценки эффектов отдельных механизмов поддержки инвестиционной активности в регионах. Наиболее перспективным эксперты считают использование квази-экспериментальных методов, таких как мэтчинг на основе оценок склонностей (propensity score matching) и синтетический контроль (synthetic control). Использование этих методов может позволить получать более точные оценки эффектов конкретных мер и принимать на их основе более обоснованные решения о целесообразности продления/отмены действия инструментов государственной поддержки.

Доцент Белорусского государственного университета, Ольга Цегельник рассказала о системе мер поддержки инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и проблемах их правового оформления, подробно остановившись на вопросах кодификации инвестиционного процесса. «Для эффективного привлечения частных инвестиций важна разработка нового Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, что, вероятно, может стать интересной практикой и для России» – отметила она.

Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 % по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата входит в число задач по реализации национальных целей развития, а продление действия отдельных механизмов государственной поддержки инвестиционной активности - в числе поручений по реализации Стратегии пространственного развития России. В связи с этим, важно заинтересованное участие экспертного сообщества в обсуждении и формировании научно-обоснованных оценок эффективности инструментария государственной поддержки, позволяющих повысить его результативность как с точки зрения расходования бюджетных средств, так и с точки зрения повышения активности частных инвесторов,

– подчеркнула Ирина Гришина.

По результатам обсуждения участники открытого семинара пришли к следующим выводам:

  • Инструменты господдержки инвестиционной активности – отличительная особенность и преимущество для достижения целей устойчивого регионального развития.

  • Для повышения открытости и прозрачности действующих механизмов поддержки может быть полезным проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности, а также накопление и последующий анализ соответствующих статистических данных.

  • Современные эмпирические методы содержат определенные ограничения и требования к данным и широкие возможности для разработки доказательной (evidence-based) экономической политики, в том числе по вопросам инвестиционного стимулирования и регионального развития.

Другие новости

1/5

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.