Назад

Аспирантура по педагогике Президентской академии: «Треков развития – огромное множество!»

Аспирантура по педагогике Президентской академии: «Треков развития – огромное множество!»

Продолжаем серию интервью об аспирантуре по педагогике в Президентской академии. Мы поговорили с Екатериной Есениной, доктором педагогических наук, ведущим научным сотрудником Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ Президентской академии о том, как научные исследования влияют на образовательные процессы, вызовах, стоящих перед современной педагогикой и карьерных возможностях, которые открываются перед выпускниками аспирантуры.

– Екатерина Юрьевна, какова роль аспирантуры по педагогике в улучшении качества образования в нашей стране?

– Развитие научных кадров важно в любой отрасли. Педагогическая наука анализирует, систематизирует, обобщает явления, факты и выводит определенные подходы, методологии, которые потом апробируются в практике. В педагогике и образовании это особенно важно, поскольку мы работаем с молодежью, а следовательно, наши действия имеют отсроченные результаты.

Для повышения качества образования нужны консолидированные усилия: помимо ученых в изменениях должны быть заинтересованы и люди, принимающие решения в сфере государственной образовательной политики. Органы исполнительной власти должны опираться на научные данные, давать запросы на проведение нужных исследований. Объединение усилий и особое внимание к проблемам практики образования – вот что дает эффект.

– Какие изменения в системе подготовки педагогов необходимы для повышения эффективности аспирантуры по педагогике?

– Прежде всего, практико-ориентированная подготовка с 1 курса. Очень важно, чтобы студенты включались в педагогическую деятельность параллельно с обучением, а на заключительных этапах учебы могли стажироваться. Это способствует развитию критического мышления, способности организовать, например, ученический проект, самим включиться в проектную деятельность и помогает выработать свою педагогическую позицию.

Второй важный момент связан с двойственностью квалификации любого педагога. Хорошо бы давать студентам основательную отраслевую и предметную подготовку (филология, физика, химия и т.п.) в формате бакалавриата, а педагогические компетенции надстраивать в магистратуре. Такие практики уже существуют, но хочется их развивать.

– Что такое «педагогическая позиция»? Возможна ли она у аспиранта?

– Я бы определила педагогическую позицию как способность ориентироваться в мире современной педагогики и не терять себя в этом пространстве. Это отношение к своему делу, к коллегам, к обучающимся и их родителям в современных реалиях. Это также манера поведения, выбор определенных средств и методов обучения.

Педагогическая позиция не зависит от возраста, только от человека и его развития. Своя точка зрения на ведение педагогической деятельности может быть у студента, у аспиранта и у опытного педагога. Она может меняться и развиваться под влиянием опыта, новых знаний, которые человек постепенно приобретает в жизни. Мы всегда рады, когда у аспиранта есть своя точка зрения.

– Расскажите о своей педагогической позиции.

Моя педагогическая позиция всегда была основана на гуманистической философии. Это всегда позиция внимания к интересам аспиранта, ученика, студента. В 16 лет во вступительном эссе в вуз я написала, что хочу быть другом своим ученикам и следую этому принципу всю свою жизнь. Мы общаемся с моими учениками, которым уже по 40 с лишним лет и у них свои дети заканчивают школу. Этих же принципов придерживаются и мои коллеги в университете, мы всегда уважительно относимся к нашим аспирантам и проявляем живой интерес.

– Каковы перспективы выпускников аспирантуры по педагогике Президентской Академии?

– Это зависит от самих выпускников и от их целей. Возможно, они впишутся в наш коллектив и смогут преподавать, проводить научные исследования в Президентской академии. Также благодаря аспирантуре можно сменить место работы, перейти на другую ступень образования: скажем, из общего образования перейти в высшее. Наконец, дальнейшая карьера после получения научной степени может быть связана с управленческой работой в регионах, с методической деятельностью в центрах опережающей профессиональной подготовки. Треков развития после аспирантуры по педагогике Президентской Академии огромное количество!

– Что бы вы сказали тем, кто хочет поступать в аспирантуру Президентской академии?

– Прежде всего, человек должен прийти в аспирантуру с научной проблемой, которую хочет разрешить. Возможно, она в процессе обучения видоизменится или аспирант по-другому на нее посмотрит. Но на старте интерес должен быть. Второй момент – готовность к серьезной нагрузке. У нас практически все аспиранты – работающие люди, а совмещать обучение со работой – задача непростая. Наконец, научная деятельность имеет особую специфику. Без системного, глубокого погружения успеха не будет. Поэтому мы ждем людей, понимающих, что это серьезный труд и определенные ограничения на 2-3 года обучения. Зато есть и преимущества – новые карьерные и академические возможности!

Другие новости

1/6

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.